«Киллеры госзаказа» – это так называемые «профессиональные жалобщики». К ним относятся организации или частники, которые пишут жалобу с единственной целью – затормозить торги и сорвать закупку. Причем подобные жалобы несложно определить: они поступают от одного и того же лица с одинаковым текстом и на аналогичные закупки. Также часто в таких жалобах встречается обвинение в сговоре или коррупции.
«Профжалобщики» действуют по конкретному сценарию:
🔹 находят нужную закупку;
🔹 выискивают повод составить жалобу;
🔹 готовят и отправляют жалобу в УФАС, пока подача заявок в разгаре.
Они строчат жалобы по банальной причине – деньги. Как только антимонопольщики принимают жалобу, торги останавливаются. И здесь есть два возможных варианта развития событий: либо жалобщик выходит на участников торгов и требует деньги за отзыв жалобы. Либо идет до конца, стремясь всеми силами сорвать закупку. Последнее часто происходит, когда «жалобщика» наняла другая заинтересованная в закупке компания.
Один из таких «профжалобщиков» пытался сорвать закупки Гатчинского музея в июле 2023. ИП Захиджон Тожибаев написал жалобы на три закупки музея, сославшись на якобы неправильно составленную документацию конкурса. ФАС признала жалобы необоснованными, и музей заключил желанные контракты. В послужном списке Тожибаева уже больше 3 000 жалоб, и это не предел. Наш «киллер» отправляет десятки жалоб в день.
ФАС давно борется с такими, как Тожибаев. Например, служба хотела ввести госпошлину за подачу жалобы или разрешить направлять жалобы только аккредитованным адвокатам. Но дальше предложений дело не пошло. В конце прошлого года ФАС направила письмо с рекомендациями в свои территорильные органы. С 2024 служба учитывает, соответствуют ли жалобщики специальным требованиям для участников (например, наличие лицензии). В ином случае ФАС отказывает таким заявителям.
Новая практика уже дала свои результаты. В 1 квартале 2024 антимонопольная служба рассмотрела на 25% меньше жалоб от «киллеров госзаказа» по сравнению с 1 кварталом прошлого года.