Как в России борются с ВПЧ: рассказываем о закупках вакцины в регионах

Вирус папилломы человека (ВПЧ) – одна из самых распространенных вирусных инфекций, передающейся половым путем или при тесном контакте кожных покровов. У большинства людей заражение вирусом не вызывает беспокойства, однако некоторые штаммы ВПЧ опасны и могут привести к развитию рака шейки матки. Поэтому так важна профилактика вируса через вакцинацию в подростковом возрасте.  

В России государственные медучреждения закупают два препарата для вакцинации пациентов –  «Церварикс» и «Гардасил». По числу закупаемых доз вакцин в стране с большим отрывом лидирует Москва,  за ней – Челябинская область. Примерно треть регионов вообще не приобретает вакцину или делает это разово. При этом мы заметили, что в Москве, которая закупает больше всего вакцины, меньше всего случаев заболевания РШМ. А самая высокая заболеваемость в регионах, где препараты почти или вовсе не закупают. 

Насколько хорошо российские регионы обеспечены вакциной вируса папилломы человека (ВПЧ)?

Чтобы ответить на этот вопрос, аналитики «Тендерскопа» изучили закупки двух доступных в России препаратов «Церварикс» и «Гардасил» государственными медучреждениями (по 44-ФЗ) с 2014 года по первый квартал 2025 года. 

Всего мы нашли 713 таких контрактов на общую сумму 10 млрд рублей. Причем закупки вакцины крайне неравномерно распределены по регионам. С огромным отрывом здесь лидирует Москва, где вакцинация от ВПЧ включена в региональный календарь прививок: с 2009 года она доступна для всех девочек 12–13 лет. За исследуемый период столица потратила на вакцины против ВПЧ около 4,4 млрд руб.— это почти половина общего объема закупок в стране.

Второе место (почти 19%) у Челябинской области, где программа бесплатной вакцинации от ВПЧ стартовала в 2020 году. На третьем месте Свердловская область, которая закупила 5% от общего объема — там в 2022 году началась бесплатная вакцинация девочек-подростков.

Примерно треть регионов России вакцину вообще не закупают: в ЕИС нет данных о контрактах с Тывой, Адыгеей, Дагестаном и т.п. В других субъектах закупки носят разовый характер. Например, Бурятия с 2014 года потратила на эти цели около 20 млн рублей. А Забайкальский край за все время купил лишь 12 доз вакцины за 56 000 рублей.

Международный опыт показывает, что степень вакцинированности населения от ВПЧ напрямую связана с уровнем заболеваемости раком шейки матки. В России говорить о такой закономерности еще рано, так как вакцинация только начала приобретать массовый характер. Однако в ходе исследования мы обнаружили взаимосвязь между объемом закупок и уровнем заболеваемости раком шейки матки, к которому может привести заражение некоторыми штаммами ВПЧ. Средний показатель заболеваемости РШМ в России – около 13 случаев на 100 000 женщин. В Бурятии же он достигает 44,3 случая на 100 000, в Тыве — 39,6 на 100 000, в Забайкальском крае — 28,3 на 100 000, в Сахалинской области — 25,1 на 100 000. А самый низкий показатель заболеваемости зафиксирован в Москве — 6,8 случая на 100 000.

В Челябинской области заболеваемость немного выше, чем в среднем по стране,— 16 случаев на 100 000. Однако аналитики отмечают, что рак шейки матки развивается постепенно: эффект от вакцинации подростков станет очевиден лишь спустя годы, когда привитое поколение войдет в возраст риска.